Распределение функциональных обязанностей между летчиками на многоместных самолетах при заходе на посадку в условиях минимума погоды
Для повышения безопасности посадки в СМУ на многоместных самолетах чрезвычайно важны рациональные организация взаимодействия в экипаже и распределение функций между его членами. Непременное условие обеспечения безопасности: один из пилотов не должен отвлекаться от контроля за положением самолета по приборам вплоть до его приземления. Сегодня существуют разные точки зрения на главный вопрос: кто и когда должен пилотировать самолет? Рассмотрим основные варианты;
Первый вариант: при пилотировании самолета командиром второй летчик находится в постоянной готовности взять управление на себя как по команде командира, так и при внезапной потере им работоспособности. При этом он контролирует основные параметры полета по приборам до момента выравнивания, докладывая командиру при их отклонениях от заданных значений.
Такое распределение обязанностей имеет ряд недостатков. Во — первых, загруженность командира процессом управления отрицательно сказывается на быстроте оценки ситуации после выхода из облаков и принятия решения на посадку (или уход на второй круг). Во-вторых, второй летчик, непосредственно не занятый’процессом управления, находится в состоянии пассивного наблюдателя, что требует от него специальных волевых усилий для переключения внимания на контроль тех или иных параметров полета, а значит, повышает вероятность пропуска важной информации.
Второй вариант решения проблемы распределения функ — . ций: самолетом управляет второй летчик, а командир управляет тягой двигателей, осуществляя контроль за режимом полета и внекабинной обстановкой, с принятием решения берет управление на себя.
Третий вариант: командир пилотирует по одному из каналов (например, по каналу тангажа) и управляет тягой двигателей, второй летчик пилотирует по курсу. После принятия решения управление самолетом полностью берет на себя командир.
В целях выбора оцтимального варианта распределения функций между командиром и вторым летчиком, обеспечивающего наличие у командира дополнительного резерва внимания для своевременного принятия решения на завершение посадки или ухода/ на второй круг, в специальных летных экспериментах была проведена сравнительная оценка вариантов распределения функций.
Оказалось, что точность выдерживания[4] самолета относительно. продольной оси была практически одинаковой в позиционном и директорном режимах управления независимо от варианта распределения функциональных обязанностей. При третьем варианте (командир управляет только в продольном канале, правый летчик— по курсу) точность выдерживания заданной траектории (глиссады снижения) повысилась, что видно из табл. 2.13.
Таблица 2.13 Вероятность невыхода значений отклонений параметров полета за пределы зоны допуска
|
Разделение функций управления между командиром и вторым пилотом позволило увеличить (на 7—І5%) резерв времени, который командир мог уделить дополнительным объектам наблюдения, не снижая качества пилотирования. При совместном управлении (третий вариант) снизилось и нервно-эмоциональное напряжение командира, тогда как у второго летчика его уровень повысился (табл. 2.14), что косвенно свидетельствует о повышении активности второго летчика при выполнении захода на посадку.
Таким образом, при, третьем варианте распределения функций отмечаются благоприятные изменения в деятельности летчиков, выражающиеся в повышении активности второго летчика и увеличении резерва времени у командира корабля для контроля за пространственным положением и движением самолета. Вместе с тем при совместном пилотировании отмечались несогласованные движения летчиков, особенно при посадке в болтанку с боковым ветром. Отрицательное отношение к этому варианту распределения обязанностей некоторые летчики мотивировали потерей «образа захода» при управлении только по одному каналу, а также возрастанием роли «слетанности» командира и второго пилота.
С учетом объективных данных, полученных в экспериментах, я субъективных мнений летного состава наиболее рациональным для повышения безопасности захода на посадку за счет увеличения резерва внимания командиру для надежного контроля за про-
Частота сердечных сокращений (уд./мин) у летчиков многоместного самолета при заходе на посадку в СМУ в зависимости от распределения функциональных обязанностей
|
странственным положением самолета и принятия решения на посадку или на уход на второй круг, является второй вариант распределения функциональных обязанностей. Этот вариант, получивший наибольшее признание и в международной практике, предусматривает следующую идеологию распределения функций: второй пилот непрерывно осуществляет пилотирование самолета по приборам, строго выдерживая стандартную глиссаду, и не отвлекается от него вплоть до момента касания ВПП, докладывая при этом командиру корабля о высоте.
Командир, не пилотируя самолет[5], контролирует режим полета, ведет радиосвязь и на высоте, на 30 м превышающей высоту принятия решения на посадку или на уход на второй круг, переходит к наблюдению за внекабинным пространством. На высоте принятия решения командир корабля должен либо взять управление и произвести посадку, либо дать команду об уходе на второй круг. Преимуществами указанного принципа распределения функций в экипаже являются: исключение для командира .корабля попеременной смены способов ориентировки (визуальная —приборная); непрерывный контроль вторым пилотом параметров положения и движения’самолета по приборам. •
Если по достижении самолетом высоты принятия решения второму пилоту решение командира корабля (на посадку или на уход на второй круг) остается неясным,, то он без дополнительных указаний должен выполнить уход на второй круг.
Высказывалось возражение, что использование изложенной идеологии распределения функций между первым и вторым пилотами отрицательно скажется на мастерстве пилотирования самолета командирами кораблей. Однако для сохранения и закрепления навыков пилотирования на глиссаде снижения командирам
достаточно практиковаться в выполнении снижения в хороших погодных условиях.